04.01.2020

Бессмертие квазичастиц доказали ученые

Найдены доказательства, что странная группа квантовых частиц в принципе бессмертна.

Ничто не длится вечно, может быть, даже сама Вселенная имеет свой конечный срок. Но в квантовой сфере не всегда действуют общие правила.

Ученые из Института Планка обнаружили, что квазичастицы в квантовых системах могут быть фактически бессмертными. Распадаясь, они могут снова реорганизоваться в существование, длящееся, возможно, до бесконечности.

Это противоречит, казалось бы, второму закону термодинамики, который утверждает, что энтропия в изолированной системе может двигаться только в возрастающем направлении: вещи могут только разрушаться, а не накапливаться снова.

Теперь квантовая физика знает, что все наоборот: сильные взаимодействия могут даже полностью остановить распад.

Квазичастицы не являются частицами подобно электронам и кваркам. Скорее, это возмущения или возбуждения в твердом теле, вызванные электрическими или магнитными силами, которые в совокупности ведут себя как частицы.

Исследователи разработали численные методы для расчета сложных взаимодействий этих квазичастиц и провели моделирование на мощном компьютере, чтобы наблюдать, как они распадаются.

Результат показал, что из обломков появляются новые идентичные частицы. Этот процесс может повторяться бесконечно.

И это вовсе не нарушает второго закона термодинамики потому, что колебание - это волна, которая преобразуется в материю.

Исследователи полагают, что это бессмертие квазичастицы наделяет ее мощным потенциалом для длительного хранения данных в системах квантовых вычислений.

Источник: www.nature.com Александр Александров